О музыке
Почему музыка так воздействует на наши души? Отчего у нас в глазах стоят слезы? Откуда это замирание “под ложечкой”? Реален ли холодок где-то в области желудка или все это лишь фокусы богатого воображения? Действие музыки — это только плод воображения? Мишень музыки — это наше воображение или сердца и души? Оказывает ли музыка физическое или лишь психологическое воздействие? Могут ли наши сердца биться в ритме музыки, которую нам случилось услышать? О чем мы думаем во время концерта? Мыслим ли словами, образами или даже звуками, когда в нашем присутствии исполняют музыкальное произведение? Как наши размышления относятся к данному музыкальному фрагменту? Есть ли между ними какая-либо связь? Да и думаем ли мы вообще в минуты музыкального наслаждения? Испытывают ли какие-то ощущения наши руки и ноги? Можем ли мы полагать, что сердце человека есть самый адекватный рецептор организованных звуков? А музыка — это только лишь организованность звуков? Почему же некоторые группы звуков трогают нас глубже, чем другие? Как бы воздействовала на человека неорганизованная музыка? Да существует ли она? Смог бы великий композитор создать неорганизованное музыкальное произведение? Отразилась бы эта неорганизованность на его слухе, рассудке? Потерял бы он способность здраво рассуждать? Повлияла бы на здоровье слушателя любовь к неорганизованной музыке? Можно ли воссоздать хаос посредством музыки? Под силу ли это только безумным композиторам? Или хаотичным композиторам? Какова разница между ними? По-разному ли бьются их сердца? Есть ли необходимость человеческому сердцу быть вовлеченным в создание или восприятие музыки? Влияет ли на понимание музыки наша повседневная жизнь? Как? Какого рода события приближают нас к музыке? Какого рода события отдаляют нас от музыки? Может ли музыка отдалить от жизни? Может ли она заставить нас ненавидеть жизнь во всех ее проявлениях? Полюбим ли мы природу, прослушав Пасторальную Симфонию Бетховена? Имеет ли она нечто общее с садами Киото? Помогает ли чувство влюбленности понимать творения “романтиков” тем, кто его испытывает? А чувство ненависти совершенно исключает возможность насладиться музыкой? Музыка не более чем выражение любви? А диссонирующие аккорды выражают ненависть? Что же они — последствия или предвестники? Грустная музыка вызывает печаль? Может ли чувствовать себя счастливым тот, кто слушает печальную музыку? Всегда ли человек испытывает счастье, внимая истинному шедевру? Является ли чувство грусти непогрешимым инструментом в оценке музыкального произведения? Не движение ли музыки в самой быстротечности жизни? Движется ли музыка в паузах или стоит на месте? Замирает ли жизнь, когда мы слушаем музыку? Ощущаем ли мы тщетность жизни, когда музыка замолкает? Понимаем ли мы в эти минуты преходящую сущность любви? Что есть катарсис применительно к музыке? Что означает музыка сфер? Исполняют ли окружающие вещи некоторую недоступную слуху музыку? И влияет ли такая музыка на сердца? Человеческая кожа — лучший рецептор неслышимой музыки? А может быть, неслышную музыку слышат собаки? Понимают ли они эту музыку? А музыку, доступную слуху, собаки понимают? Что значат собачий лай и вой? Есть ли что-то общее между человеческой и собачьей реакцией на музыку? Создают ли музыку птицы? А собаки? Существует ли общение между животными посредством музыки? А между людьми? Как звучит музыкальная тема ссоры? Или признание в любви? Имеет ли нежность влюбленной женщины какое-либо отношение к музыке? Наше восприятие этой нежности можно ли сравнить с тем, что мы испытываем в концертном зале? Что означает выражение “музыка любви”? Любовь — это часть музыки? Какой же у нее лад — минорный или мажорный? Любовь — это симфония или соната? Трио? Или квартет? Где источник этой музыки? А где источник музыки вообще? Зародилась ли она где-нибудь или звучала всегда? Существовала ли музыка до рождения времени? Двигалась ли она в те времена безвременья или на месте стояла? Ограничилась ли музыка паузами в те времена? Или звучал лишь один аккорд, один звук? Какой звук? Могла ли услышать его собака? Можно ли сегодня воспроизвести этот звук? Каков будет результат его возрождения? Исчезнет ли время из космоса? Исчезнет ли сама вселенная? Существует ли безвременное пространство, в котором звучит один звук? Звучит ли каждая планета своим особым звуком или все планеты поют в унисон? Поют ли в унисон ангелы? Поют ли они вообще? Где же все-таки родилась музыка? В голосовых связках? В природе? Похож ли музыкальный фрагмент на реку? Звучащие струи, струящиеся звуки? Напоминает ли партитура звездное небо? Может быть, это и означает “музыка сфер”? Да и похожа ли на что-то музыка? Отведено ли ей особое место в Творении? Достойны ли люди музыки? Является ли она даром Божиим? Или даром Полигимнии? Могут ли нас лишить музыки в наказание за грехи? И что станет с нами без музыки? Лишимся ли мы слуха, или сердец, или же душ? Сохраним ли мы человеческий облик в безмолвном мире? Сможем ли мы любить без музыки? Сможем ли мы умирать без музыки? Можно ли заменить музыку поэзией? Ближе ли рифма к музыке, чем белый стих? Поэзия старше музыки? На каком музыкальном инструменте играл Адам? Может быть, человеческий голос — самый первый и лучший из всех инструментов? Эолова арфа — это музыкальный инструмент? А кто на ней играет? Как звучал Большой взрыв? Может быть, это было первым музыкальным произведением? А как будет звучать самый последний музыкальный фрагмент? Да и будет ли он звучать вообще? Не будет ли он тишиной? Может быть, мы уже сейчас слушаем последнюю музыку? Хаос — это часть музыки? Абсурд — часть музыки? А смерть — музыка? Вечна ли музыка?

Валерий Афанасьев
«Эссе о музыке»
Журнал «Знамя», № 9, 2004

Hosted by uCoz